пятница, 26 апреля 2013 г.

Мифическая мантикора или реальный тигр-людоед?


Кровавый монстр из индийских преданий мантикора питается исключительно человечиной. Похожая на крупного льва с человеческой головой, она не только быстро бегает, но и может летать на орлиных крыльях. Такой образ создают современные произведения в жанре фэнтези. Однако крыльями и способностью летать мифологическая мантикора «обзавелась» лишь в двадцатом веке. Древние авторы, а первые описания мантикоры появились более двух тысяч лет назад, наделяли это животное лишь способностью перемещаться с такой скоростью, что убежать от нее было невозможно даже на быстроногом коне.
Первое письменное упоминание о мантикоре содержалось в книге «Индика» древнего писателя Ксентия. Однако сам труд до нас не дошел, и судить о нем возможно лишь по упоминаниям в произведениях других древних писателей. Согласно этим описаниям, мантикора крупное, иногда приводятся сведения – «размером с лошадь», хищное и кровожадное животное. Голова и морда у него человеческие, во рту три ряда чрезвычайно острых зубов. Тело, как у льва, хвост, однако, похож на скорпионий. Жало на конце хвоста содержит мгновенно убивающий яд.

В некоторых источниках говорится о том, что хвост мантикоры снабжен множеством толстых и длинных отравленных шипов. Шипы эти животное может отстреливать в противника, и тогда он обречен. На кроваво-красном теле мантикоры выделяются голубые глаза. Питается исключительно человечиной, поэтому на средневековых гравюрах часто изображалась с рукой или ногой в пасти.

Рассказ о мантикоре вызывал определенное недоверие еще в древнейшие времена. Еще Аристотель в своей «Истории животных» отметил, что все четвероногие плотоядные хищники имеют только один ряд зубов. Там же он делает ссылку на Ксентия, который описывает животное, имеющее их три ряда. Если у Аристотеля за этими словами просматривается некоторое недоверие, то Павсаний в «Описании Эллады» прямо заявляет, что Ксентий пересказывает выдумки малограмотных индусов. Он же и дает направления научного поиска: «О звере, описанном Ктесием в его индийской истории, я склонен думать, что это тигр. Но этот имеет три ряда зубов вдоль каждой челюсти. Кончик его хвоста усажен шипами, которыми он защищает себя с близкого расстояния. Он выстреливает шипами как стрелами в более удалённых врагов. Всё это, я думаю, выдумка, которую индийцы передают один другому, и которая происходит от их чрезмерного страха перед этим зверем».

И действительно, тигры–людоеды являются настоящим бичом Индии, иногда они могут опустошить целые районы. Бороться с ними слабым от частого недоедания, практически безоружным индусам действительно крайне сложно. Окраска тигра, передвигающегося в природе очень быстро, постоянно совершающего прыжки и маневры, действительно в глазах человека может сливаться в однородно - оранжевую. Кровавый ее цвет в легендах, скорее всего, дань ужасу, хотя возможен и вариант неточного перевода.

Профессиональный охотник на крупных зверей и талантливый писатель Джим Корбет в своей книге «Кумаонские людоеды» описывает свою борьбу с этими чудовищами в предгорьях Гималаев. Прочитав эту книгу, начинаешь понимать, что можно профессионально в течение всей жизни заниматься уничтожением зверей и быть при этом величайшим гуманистом.

События, описанные Корбетом, относятся к 1907 году. Именно тогда он прибыл в индийский район Кумаон и вступил в борьбу с хищниками, терроризирующими местных жителей. Первое убитое Джимом Корбетом животное, а это была тигрица, оставило широкий кровавый след в памяти жителей района навсегда.

Нападать на людей тигрица начала по другую сторону границы, на территории Непала. Там она успела растерзать двести человек. Затем она перебралась на новые охотничьи угодья в Кумаон. К моменту прибытия знаменитого охотника регион, как место обитания людей, был фактически уничтожен. Люди боялись выходить из своих домов, и даже естественные потребности справляли прямо в своих жилищах. Сообщение между деревнями было совершенно прервано. В случае необходимости выйти из дома для обработки полей, люди ходили только большими группами.

Впрочем, помогало это слабо. До прибытия Корбета тигр–людоед успел растерзать и съесть в Кумаоне 234 человека. Когда же подстеречь одинокого путника в лесу стало невозможным, он стал выходить на поля и выхватывать жертвы по одной из групп парализованных ужасом людей.

С начала организованного Корбетом преследования и до своей смерти, кровожадная тигрица успела убить еще десять человек. Когда же Корбет, наконец, пристрелил этого ужасного монстра, то местные жители коленопреклоненно просили его не снимать шкуру зверя сразу. Привязанную к палке тушу хищника несколько дней носили по деревням округи для того, чтобы население смогло поверить, что людоед действительно уничтожен и опасность, по крайней мере, на некоторое время отступила.

Всего с 1907-го по 1938-й год Корбет по просьбам английской колониальной администрации убил в Индии 19 тигров и 14 леопардов. Все эти животные были официально признаны людоедами и вместе уничтожили более 1200 людей. На счету Корбета и знаменитый Панарский леопард, который из-за болезни десен не мог охотиться на животных и перешел на человечину. За 10 лет он сожрал около четырехсот человек.
Таким образом, именно кровожадные хищники Индии, в первую очередь тигры, видимо, и стали прообразом мантикоры в индийской мифологии.

У сторонников же криптозоологических и мистических версий другие взгляды. Анджей Сапковский, например, считает, что слова из «Откровений Иоанна Богослова» - «…И из дыма вышла саранча на землю, и дана была ей власть, какую имеют земные скорпионы... и мучение от нее подобно мучению от скорпиона, когда ужалит человека" - следует толковать, как предупреждение о том, что в Судный день грешниками займутся именно мантикоры.

Нападения тигров – людоедов в Индии в настоящее время продолжаются, количество их жертв ежегодно увеличивается.

Комментариев нет:

Отправить комментарий